Где снег? Чем Омск от сугробов избавляют?

18 ноября 2020
Где снег? Чем Омск от сугробов избавляют?

Омская мэрия еще в конце октября стала рапортовать о закупке противогололедных материалов, а к середине ноября уже полностью переоборудовала коммунальную технику для работы в зимний период. «Омск-информ» решил посмотреть, чем будут убирать в ближайшие месяцы.

Уборкой городских улиц в Омске круглогодично занимается БУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» – естественно, речь не идет о придомовых зонах или территориях тех или иных предприятий. К помощи Всевышнего для избавления ото льда по заветам предыдущего мэра Вячеслава Двораковского, у которого со снегом сложились непростые отношения, городские службы не обращаются.

На данный момент в арсенале УДХиБ имеется 342 машины, предназначенные для зимнего содержания дорог и тротуаров. Это 96 самосвалов, 29 плужно-щеточных машин, 20 лаповых снегопогрузчиков, 31 автогрейдер, 30 пескоразбрасывателей, 61 тракторная щетка, 39 погрузчиков, 7 шнекороторных снегоочистителей, 27 комбинированных дорожных машин (КДМ) и две универсальные уборочные машины УКМ-2500.
– Осенне-зимний период начался с 15 октября. Но только 12 ноября первые сутки мы перешли на полное зимнее содержание – и днем, и ночью. До этого дня погода была относительно теплая, только два-три снегопада было с оледенением. В дневную смену было летнее содержание, работа с асфальтобетоном, завершали выполнение предписаний ГИБДД и поручений администрации города, а в ночную смену как раз были периоды с зимним содержанием. Соответственно, готовность техники была под ту потребность. На сегодня 100 % коммунальной техники перевели на зимнее содержание.

Владимир Казимиров, директор БУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства»
"При имеющемся оборудовании и работе трактористов-механизаторов поочередно в две смены омским дорожникам удается выходить на мощность в 410–420 машино-смен за сутки. Помимо автопарка УДХиБ, в отдельные периоды – в середине и в конце зимы – дополнительно привлекаются машины сторонних организаций (проводятся торги, на предоставление техники заключаются контракты) и удается увеличивать мощности до 450 машино-смен за сутки. Как правило, привлекается порядка 30 машин.“

Самосвалы работают в комплексе с грейдерами и фронтальными погрузчиками или со снегопогрузчиком. В целом всю технику условно можно разделить на снегоуборочную и пескоразбрасывающую. Часть техники предназначена исключительно для зимы, а часть машин переоборудуют в соответствии со временем года. Для этого в большинстве случаев убирают баки, которые были приспособлены для полива, и ставят бункеры для загрузки в них противогололедных материалов – песко-соляной смеси или реагента.

В Омске такую двойную функцию выполняет КДМ – она может и двигать снег, и в то же время на ней стоит кузов с песко-соляной смесью, за счет чего она может использоваться и как разбрасывающая техника.
Пескоразбрасывающая техника в омском УДХиБ современная, на базе КамАЗов (вышеназванные КДМ), и оставшаяся с советских времен, на базе ЗИЛ-130. С помощью погрузчиков машины наполняют песко-соляной смесью, после чего они выходят на дороги избавлять их от гололеда. За каждой такой машиной закреплен свой маршрут.

Погрузчики используются также многофункционально – для загрузки противогололедных материалов и снега. В зависимости от потребности они выезжают или на пескобазу, или на городские улицы и остановки, работая то с песком и солью, то со снегом.
Когда метель заканчивается, техника выходит уже непосредственно для прометания и уборки снега. Для прометания есть несколько вариаций машин – ЗИЛы, КамАЗы, тракторы с щетками. Все они оборудованы отвалом спереди и щеткой снизу или сзади. Машины на базе ЗИЛ-130 летом используются как поливомоечные, зимой – как прометальные, в дополнение к ним имеются тракторные щетки. По такой же схеме работают КДМ, на которых установлено два типа оборудования.

Снегопогрузчики загребают в себя сформированные валы снега, с помощью «лап» загружают снег на транспортер на ленту, скребками снег тянут до верха и оттуда сбрасывают в стоящий поблизости самосвал. Они работают в комплексе. Там, где не получается использовать достаточно громоздкие снегопогрузчики, подключают уже фронтальные погрузчики, которые перебрасывают снег «вручную».
Еще одними мощными снегоуборщиками являются шнекороторные очистители. Они также работают с уже сформированными валами снега, но при этом не грузят снег в другие машины, а отбрасывают его в сторону, пропуская через себя.
– Подготовка к зиме началась в середине лета, примерно в июле. У нас стоит задача побороть скользкость на автомобильных дорогах, очистить заездные карманы и обработать на остановочных павильонах посадочные площадки, подходы к пешеходным переходам, пешеходные дорожки, тротуары, скверы. Ведется борьба с гололедом в связи с наступлением минусовых температур.

Сергей Дроздов, главный механик БУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства»
"Все ДЭУ проходят смотр перед стартом активного снегоуборочного сезона – в 2020 году такой смотр прошел с 10 по 12 ноября, все участки получили положительную оценку.“

Что касается последней единичной покупки, то новейшим приобретением стала маленькая снегоуборочная машина УКМ-2500 за 7 млн рублей, предназначенная для уборки бульваров и скверов.

tild3662-3264-4139-a334-376433666362__img_6185.jpg          tild3737-6633-4165-b534-396662636539__img_6194.jpg

Одну такую машину приобрели в 2017 году, вторую – в 2019-м. Зоны их уборки разделили по городу. Изначально рассматривалась возможность оставлять одну из машин у строительного городка на бульваре Победы, чтобы она убирала исключительно эту территорию и не наматывала пробег, но в итоге ее определили на уборку улиц Чокана Валиханова, Ленина, бульвара Мартынова и, собственно, бульвара Победы. За второй машиной – содержание Любинского проспекта и сквера имени Дзержинского.

– Она лето у нас уже отработала в парковой зоне. Руководители приняли решение, что в центре города она больше нужна. В дальних парках достаточно тракторной щетки, а здесь она будет и посыпать песком, и подметать дорожки сразу. Если необходимо, поставят еще отвал, чтобы сгребать снег. Ее уже с летнего переоборудовали на зимний вариант – установили бункер, щетку для прометания. Летом стоял здесь пылесос, сейчас – пескоразбрасыватель, – рассказал механик УДХиБ."

Сейчас эти две малогабаритные коммунальные машины обслуживают все центральные скверы и бульвары. Проезжают по утвержденному маршруту каждый день, порой – дважды в день. Работают машины в две смены с разными механизаторами.

Таких машин хотели бы закупить для города еще, но планы по приобретению дополнительной техники сейчас весьма туманны. На данный момент можно сказать, что пока закупать новую технику не планируется.

– Заявку мы в администрацию города подали, ждем решения по лизингу. Количество техники приличное, – отметил Владимир Казимиров. – В основном это мини-техника – у нас же общественных территорий, скверов прибавилось, надо их убирать. Большой техникой там не пойдешь. Но там и магистральная техника есть – и «Белорусы», и КДМ. Но в основном это мини-техника. Не знаю, какое решение будет принято.
Планы на зиму аналогично туманны. В УДХиБ заявляют, что они к снегопадам и гололеду максимально готовы по мере своих возможностей. Как будет на самом деле – покажет зима.

Другие новости